Однажды в колхозе не оказалось подходящего участка для закладки маленького школьного виноградника, и Ефим Филиппович отдал свой приусадебный участок. Лет десять он выращивал там саженцы и передавал колхозу.
Я видел, как он по нескольку раз осматривает со всех сторон маленький дичок, отыскивая ту единственную точку, где надо произвести прививку. Находит эту точку, появляется росток, и с этого времени начинается то великое волшебство труда, которое делает человека творцом. Да, он лепит дерево, как Станиславский создавал образ, а Пластов творил жизнь на куске холста. Среди тысяч трехлетних саженцев я всегда найду один единственный, выращенный руками Ефима Филипповича. На деревьях крона расположена так, что солнце играет на каждом листике, на каждой ветке. Это - Мастер.
В труде, который отмечен печатью такого высокого мастерства, что сближается с искусством, заключено высшее наслаждение жизни.
Разумеется, не только это дает мне основание судить об Ефиме Филипповиче как о личности незаурядной. Он человек большого достоинства.
Ты будешь «простым», «рядовым» инженером. Но пусть будет чуждо твоему сердцу самоуничижение, пусть не знает твое сознание мысли, что выдающиеся люди - это люди исключительные, я же - маленький человек. Нет, ты не пылинка в безбрежном вихре судьбы.
Недавно я прочел воспоминания Н. Рериха. Будучи юношей, он пришел к Толстому и с трепетом показал ему фотографию первой своей большой картины: гонец в ладье пересекает реку, направляясь к древнему славянскому поселению. Писатель, разглядывая фотографию, спросил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь снесет».
Запомни это: правь выше того места, куда тебе нужно.
Сухомлинский Василий Александрович // Литературная газета . - 1968. Отрывок из писем "Моему юному другу".