Однажды в колхозе не оказалось подходящего участка для закладки ма­ленького школьного виноград­ника, и Ефим Филиппович отдал свой приусадебный участок. Лет десять он вы­ращивал там саженцы и пе­редавал колхозу.

Я видел, как он по не­скольку раз осматривает со всех сторон маленький ди­чок, отыскивая ту един­ственную точку, где надо произвести прививку. Нахо­дит эту точку, появляется росток, и с этого времени начинается то великое вол­шебство труда, которое де­лает человека творцом. Да, он лепит дерево, как Станиславский создавал образ, а Пластов творил жизнь на куске холста. Среди ты­сяч трехлетних саженцев я всегда найду один единственный, выращен­ный руками Ефима Филип­повича. На деревьях крона расположена так, что солнце играет на каждом листи­ке, на каждой ветке. Это - Мастер.

В труде, который отме­чен печатью такого высо­кого мастерства, что сбли­жается с искусством, за­ключено высшее наслажде­ние жизни.

Разумеется, не только это дает мне основание су­дить об Ефиме Филиппови­че как о личности неза­урядной. Он человек боль­шого достоинства.

Ты будешь «простым», «рядовым» инженером. Но пусть будет чуждо твое­му сердцу самоуничижение, пусть не знает твое созна­ние мысли, что выдающие­ся люди - это люди ис­ключительные, я же - ма­ленький человек. Нет, ты не пылинка в безбрежном вихре судьбы.

Недавно я прочел воспо­минания Н. Рериха. Буду­чи юношей, он пришел к Толстому и с трепетом по­казал ему фотографию пер­вой своей большой карти­ны: гонец в ладье пересе­кает реку, направляясь к древнему славянскому по­селению. Писатель, разгля­дывая фотографию, спро­сил: «Случалось ли в лод­ке переезжать быстроход­ную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравствен­ных требований надо ру­лить всегда выше - жизнь снесет».

Запомни это: правь вы­ше того места, куда тебе нужно.


Сухомлинский Василий Александрович // Литературная газета . - 1968. Отрывок из писем "Моему юному другу".